Перейти к основному содержимому

Как читать фотографию


Самарский университет
  1. Начало курса

  2. Оценка сложности

    12
Для зачисления на курс требуется приглашение


Стоимость обучения на курсе составляет 3600 рублей. Более подробную информацию об обучении и порядке оплаты можно запросить по электроной почте: cdot@ssau.ru.


Обучение для студентов Самарского университета - бесплатное. Для записи студентов на курс преподавателю необходимо заполнить заявку и подготовить список студентов с указанием их ФИО, электронного адреса и номера группы. Список необходимо отправить отдельным файлом Excel по адресу: cdot@ssau.ru.


О курсе


Фотографии способны рассказывать истории наравне с текстами, созданными на естественном языке, быть инструментом как социального исследования, так и самопознания. Представленный теоретический материал и выполнение практических заданий позволяет овладеть языком фотографии, необходимым для лучшего понимания уже существующих снимков или создания новых.


Курс состоит из девяти тематически взаимосвязанных модулей. Они не учат держать в руках фотокамеру, замерять экспозицию или настраивать свет, но представляют фундаментальные знания из области теории визуалистики, знакомят с практиками и приёмами использования фотографии в изучении визуальных проявлений жизни человека, способствуют развитию визуальной грамотности и визуального воображения.


Курс будет полезен не только социальным исследователям, но и специалистам в сфере рекламы и масс-медиа, дизайнерам, журналистам, издателям, профессиональным фотографам и фотолюбителям.


Формат


Освоение курса предполагает просмотр видео-лекций и других вспомогательных материалов, решение промежуточных тестов для самопроверки и итоговых контрольных тестов по модулям, а также выполнение творческих заданий. На платформе работает Форум, где открываются темы для обсуждения, как организационных вопросов, так и вопросов, связанных с содержанием курса. Здесь по желанию слушатели могут загружать свои решения тех творческих заданий, которые предлагается выносить на общее обсуждение. Решения оцениваемых заданий выносить на Форум запрещено. Курс завершается итоговым тестированием с автоматизированной проверкой результатов.


Программа курса


Модуль 1. Фотография и язык. Фотография как текст, или Зачем нужна «визуальная грамотность». Как «говорит» фотография, или Истории в картинках. Четыре агента фотописьма и фотографическое приключение. Где рождается смысл: текст и контекст. «Чтение» фотографии: от узнавания до понимания.
Модуль 2. Восприятие фотографии: время и пространство, статика и динамика. Фотография как образ прошлого, или Что значит «помнить фотографией». Время и пространство фотографии. Геометрия фотографии, или Куда приводят углы. Движение в статике фотографии.
Модуль 3. Фотография и общество. История человека в фотографии. Фотография: реальность или вымысел. Фотография как «зеркало» и «идеализатор поведения». Фотоконструкция образа «Я». Жажда жанра.
Модуль 4. Прикладные возможности фотографии в науке. Интеграция фотографии и науки. Назначение фотографии в науке. Партнёрская работа с фотографией. Визуальные методы обратной связи: фотовыявление. Визуальные методы обратной связи: фотоотклик. Фотография и маркетинг: как картинки заставляют нас покупать.
Модуль 5. Практика создания фотографии в целях исследования. Как и зачем фотографировать, если ты не фотограф, а исследователь. Как развить визуальное воображение. Этика работы с фотографией: «вхождение» VS «вторжение». Что такое «портрет с окружением». Три ошибки фотографирующего исследователя.
Модуль 6. Практика анализа фотографии. Секвенционная интерпретация Р. Брекнер. Семиотическая и структурная интерпретация. Герменевтическая и дискурсивная интерпретация. Иконография и иконология Э.Панофского. Контент-анализ фотографии: за и против. Комплексный подход к анализу фотографии.
Модуль 7. Предметное поле фотографических исследований. (Авто)биография и фотография в семейном альбоме. Фотография в исследованиях городского пространства. Идеологичность видения в фокусе фотокамеры. Мода, красота и телесность в зеркале фотографии. Фотография в СМИ: функции и возможности.
Модуль 8. От фотографии к киноплёнке. Кино аттракционов и первые оптические приборы. Фотография как застывший кадр. Фотография как основание природы фильма З. Кракауэра.
Модуль 9. Фотографирование само по себе. К вопросу о мотивах фотосъёмки. Туристическая фотография. Фотография в обрядах перехода. Мобилография, вернакулярная фотография и социальные сети. Фотография как повседневное искусство.


Требования


Полное среднее образование, бытовое знакомство с фотографией и базовые навыки владения фотокамерой.


Направления подготовки


37.03.01 Психология
39.03.01 Социология
41.03.04 Политология
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
42.03.02 Журналистика
42.03.03 Издательское дело
42.04.05 Медиакоммуникации
46.03.01 История
46.03.02 Документоведение и архивоведение
47.03.01 Философия
50.00.00 Искусствознание
50.03.04 Теория и история искусств
51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты
51.03.01 Культурология
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусства
54.03.01 Дизайн


Формируемые компетенции

  • Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1 ФГОС ВПО)
  • Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-2 ФГОС ВПО )
  • Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6 ФГОС ВПО)
  • Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9 ФГОС ВПО)
  • Способность и готовность презентовать результаты собственных фундаментальных и прикладных исследований с использованием современной аппаратуры и учетом особенностей потенциальной аудитории (ОК-42 ФГОС ВПО)
  • Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОПК-1 ФГОС ВПО)
  • Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2 ФГОС ВПО)
  • Способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3 ФГОС ВПО)
  • Способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9 ФГОС ВПО)

Трудоемкость


3 зачетных единицы


Результаты обучения


По завершении курса «Как читать фотографию» слушатели смогут:

  • оперировать основными понятиями визуалистики и теории зрительного восприятия плоского изображения;
  • выделять и оценивать роли отдельных участников фотографических практик;
  • выбирать наиболее релевантные подходы к анализу визуальных данных;
  • самостоятельно проводить анализ фотографии;
  • проблематизировать и объяснять визуальные проявления социальной жизни;
  • создавать собственные информативные визуальные тексты;
  • выстраивать ряд фотографий в связный и последовательный визуальный нарратив.

Информационные ресурсы

  1. Арнхейм Р. «О природе фотографии. Новые очерки по психологии искусства». М., Прометей. 1994.
  2. Аронсон О. Метакино, М., 2003.
  3. Базен А. Что такое кино?, М., 1972.
  4. Банников К. Социальная фотосессия // Социальная реальность. 2008. № 8-10. С. 108-116.
  5. Барабанщиков В.А., Ананьева К.И., Харитонов В.Н. Организация движений глаз при восприятии изображений лица // Экспериментальная психология. 2009. Том 2. № 2. С. 31–60.
  6. Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды: Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 512 с. доступно на сайте: http://www.twirpx.com/ file/51420/
  7. Барт Р. Риторика образа// Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994// http://www.artobraz.kz/st4/
  8. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997. http://fotograf.ru/ camera_lucida
  9. Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания, IX (2/96). С. 521-559.
  10. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. М., 1996. или электронная копия на сайте https://platona.net/load/ knigi_po_filosofii/frankfurtskaja_shkola/ benjamin_v_proizvedenie_iskusstva_v_ehpokhu_ego_tekhnicheskoj_vosproizvodimosti_19 96/57-1-0-1621
  11. Богданова Н.М. Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Том XV. № 2 (61). С. 98 – 113.
  12. Богданова Н.М. Джентрификация в Самаре: организация повседневности жителями старых домов в районах новой застройки // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. – М.: РОС, 2012. – 1 CD ROM. С. 1069-1078.
  13. Бойцова О. Структура фотографического сообщения (на примере любительской фотографии) // http://kogni.narod.ru/boitsova.htm
  14. Бойцова О. Фотография в обрядах перехода // Визуальная антропология: настройка оптики. Сб. науч. ст./ Под ред. Е.Р.Ярской-Смирновой, П.В.Романова. М: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. С. 189-200.
  15. Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии // Интер. 2007. №4.

и т.д.


Преподаватель


Course Staff Image #3

Сергеева Наталия Михайловна

Кандидат социологических наук
Должность: Доцент кафедры методологии социологических и маркетинговых исследований Самарского университета

Course Staff Image #3

Лишаев Сергей Александрович

Доктор философских наук, Профессор
Должность: Профессор кафедры философии Самарского университета