Перейти к основному содержимому

Самолёт: от пассажира к инженеру


Самарский университет
  1. Начало курса

  2. Оценка сложности

    10
Для зачисления на курс требуется приглашение


Стоимость обучения на курсе составляет 3600 рублей. Более подробную информацию об обучении и порядке оплаты можно запросить по электроной почте: cdot@ssau.ru.


Обучение для студентов Самарского университета - бесплатное. Для записи студентов на курс преподавателю необходимо заполнить заявку и подготовить список студентов с указанием их ФИО, электронного адреса и номера группы. Список необходимо отправить отдельным файлом Excel по адресу: cdot@ssau.ru.


О курсе


В данном курсе мы расскажем, как бытовое представление о пассажирской воздушной перевозке может трансформироваться в конкретные инженерные характеристики, что из потребительских предпочтений может быть реализовано на практике, а что так и останется фантазией пассажира самолёта.
В задачи данного курса входит:

  • познакомить слушателей с одним из методов управления качеством, который позволяет согласовать видение потребителя продукции и её производителя;
  • рассказать о самолёте как части авиационного комплекса, познакомим слушателей с основными лётно-техническими характеристиками самолётов и показать элементы конструкторской подготовки на кафедре КиПЛА;
  • познакомить слушателей с работой, классификацией и конструкцией воздушно-реактивных двигателей и показать, какие конструкторские решения, делающие двигатель надежным и безопасным, реализуются на различных этапах жизненного цикла.

Программа курса


Модуль 1. Что такое качество и как им управлять? Введение в курс. Всеобщее управление качеством (TQM). Система стандартов управления качеством.
Модуль 2. Как планер самолёта обеспечивает комфорт и безопасность пассажира. Самолёты, салоны и кресла. Аэропорт. Техническое обслуживание и ремонт. Управление воздушным движением. Окружающая среда. Этапы жизненного цикла самолёта.
Модуль 3. Как двигатель самолёта влияет на безопасность и комфорт пассажира? Как работает воздушно-реактивный двигатель? Какие бывают воздушно-реактивные двигатели? Жизнь двигателя: от инженера до пассажира и немного шире. Как выбираются параметры двигателя? Как инженеры-двигателисты делают ваш полёт комфортным и безопасным?
Модуль 4. Ситуационное задание на построение элементов «Дома Качества» самолёта. Постановка задачи слушателям – ознакомление их с агрегированными группами показателей качества воздушной перевозки.
Модуль 5. Методы управления качеством. Классификация методов управления качеством. Оценка качества транспортного обслуживания. Структурирование функции качества (QFD). Продуктовое задание по формированию перечня показателей качества: «Голос пассажира» - определение локальных показателей качества воздушной перевозки.
Модуль 6. Внешний облик самолёта. Удельная нагрузка на крыло. Тяговооружённость. Масса самолёта. Размеры планера. Центровка. Аэродинамика.
Модуль 7. Жизненный цикл двигателя. Выбор параметров двигателя. Проектирование узлов: от газовой динамики до прочности. Изготовление двигателей: современные технологии. Испытания.
Модуль 8. Качество услуги воздушной перевозки. Системный подход к обеспечению качества воздушной перевозки. Критерии качества обслуживания воздушных перевозок. Стандарты качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом.
Модуль 9. Конструкция планера. Требования. Материалы. Конструктивно-силовая схема. Узлы. Детали. Документация.
Модуль 10. Конструкция авиационных двигателей. Принципиальные схемы авиационных двигателей. Входные устройства: классификация, конструкция и принцип работы. Компрессоры: классификация, конструкция и принцип работы. Камеры сгорания: классификация, конструкция и принцип работы. Турбины: классификация, конструкция и принцип работы. Выходные устройства: классификация, конструкция и принцип работы.
Модуль 11. Итоговое тестирование.


Требования


Для прохождения курса требуется знание основ физики, геометрии и алгебры на уровне школьной программы.


Направления подготовки


24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника
25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
38.00.00 Экономика и управление


Формируемые компетенции

  • Способность применять знание подходов к управлению качеством (ОПК-1 ФГОС ВО 27.03.02);
  • Способность применять инструменты управления качеством (ОПК-2 ФГОС ВО 27.03.02);
  • Способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8 ФГОС ВО 24.03.05) – высокий уровень;
  • Способность составлять описание принципов действия и устройства проектируемых изделий и объектов с обоснованием принятых технических решений (ПК-4 ФГОС ВО 24.03.05) – высокий уровень;
  • Способность и готовность участвовать в разработке самолётов различного целевого назначения (ФГОС ВО 16.01.00) — начальный уровень.
  • Способность и готовность участвовать в разработке конструктивно-силовых схем агрегатов и их узлов (ФГОС ВО 16.01.00) — начальный уровень.

Трудоемкость


3 зачетных единицы


Результаты обучения


В результате освоения курса «Самолёт: от пассажира к инженеру» студент будет способен:

  • структурировать функцию качества
  • строить «Дом качества»
  • оценивать параметры самолета и условия его эксплуатации
  • оценивать параметры газотурбинных двигателей
  • соотносить предпочтения потребителя услуги авиационной перевозки с техническими характеристиками воздушного судна

Преподаватели


Course Staff Image #3

Цапенко Михаил Владимирович

Кандидат экономических наук, доцен, заведующий кафедрой менеджмента, старший научный сотрудник управления инновационных программ Самарского университета.


Course Staff Image #3

Мрыкин Сергей Викторович

Доцент кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королёва (Самарского университета).


Course Staff Image #3

Рыбаков Виктор Николаевич